МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №19»

Вы здесь

Страничка учителя-логопеда

 
Колосова Галина Николаевна
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
 
 

"В нашей профессии не избежать трудностей, которые   способствуют ещё большему  развитию и совершенствованию профессиональных навыков. Каждый ребёнок по своему уникален и нет стандарта с помощью, которого ты можешь работать. 
Необходимо подобрать к каждому ребёнку свой индивидуальный ключик. Если ты вложишь максимум усилий, частичку своей души,то только тогда у тебя всё получится. Другой вариант с детьми не проходит."

 
Образование: высшее; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2007г
 
Специальность: специальная дошкольная педагогика и психология;
                         педагог-дефектолог для работы с детьми с нарушениями в развитии.
 

Часы работы: понедельник - пятница с 7.30-13.30

 

Рекомендации учителя-логопеда родителям в  период самоизоляции

Уважаемые родители!

      В этом учебном году была проделана большая работа по преодолению нарушений речевого развития.  Весь учебный год велась работа над звукопроизношением, обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания, самоконтроля и мелкой моторики. За учебный год были разучены стихотворения, чистоговорки, прочитаны и пересказаны множество текстов. Была проведена работа на дифференциацию (различение) согласных, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме.

      В связи с внеплановыми затянувшимися каникулами, родителям детей, которые занимались с логопедом, и сейчас нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за этот период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

      Потому этот период нужно использовать для закрепления пройденного материала. Особенно это касается детей, которые в этом году идут в школу. 

     Не стоит забывать и о книгах. Читайте больше. Пусть ребёнок перескажет вам рассказ, подумает и скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.

     Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

 

Как заниматься с ребенком летом

 

Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.

В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».

Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха: 

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)

  • Надувать воздушные шарики;

  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

  • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;

  • Дуть на детские флюгера.

 

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия: 

  • Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

  • Собирать, перебирать ягоды;

  • Помогать взрослому полоть грядки;

  • Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);

  • Играть с глиной, мокрым песком;

  • Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

 

В дождливые дни можно: 

  • Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;

  • Перебирать крупы;

  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

  • Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

  • Вышивать (крупным крестиком);

  • Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

  • Плести из бисера;

  • Лепить из пластилина, пластика, теста.

 

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

  • Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

  • Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);

  • Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

  • Полоскать рот;

  • Жевать боковыми зубами;

  • Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);

  • Лизать эскимо. 

 

И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи. 

  • Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

  • Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

  • Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)

  • Назвать слова с определённым слогом, звуком;

  • Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

  • «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);

  • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);

  • Переделать известную сказку;

  • Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);

  • Придумать продолжение сказки;

  • «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);

  • Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

  • Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …»,«Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.

  • «Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.

  •  «Доскажи словечко» - взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово.

  • Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:

  • - какими словами, красками можно описать время года;

  • - назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;

  • - расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;

  • - что он может делать(назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д.

  • Игра «Если бы, да кабы….». Ребёнку предлагается закончить предложение:

  • Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….

  • Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….

  • Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…

  • Если бы я был мандарином, то я бы…, потому что…;

  •  «Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

  • Что хорошего в болезни, а что плохого?

  • Что хорошего в дождике, а что плохого?

  • Играйте в слова, где изменяется только один звукпочка - дочка - точка - кочка…

  •  «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)

  • Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).

  • Разыграйте знакомую сказку "в лицах" с разной интонацией.

 

Ориентировка в пространстве  

  • Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки» - размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика; спрячь куклу за шкаф. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под…,машина над …). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из - под стола).

 

Закрепление произносительных умений и навыков. 

  • Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, заученные с логопедом, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами!

 

Чтение 

  • Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.

  • Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

 

Уважаемые родители! Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь, чтобы вместе с малышом преодолевать речевые затруднения. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься. Развивайте речь своего малыша с выдумкой, фантазией, играя, и Вы увидите, что Ваши труды будут вознаграждены будущими школьными успехами вашего ребенка.

 

Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но:

Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.

 

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

 Солнечного вам лета и приятных впечатлений!

Желаю Вам творчества, терпения и настойчивости!

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ,  РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ,  ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Роль семьи в развитии речи ребенка

 

Для того, чтобы узнать правильно ли идет речевое развитие вашего ребенка, я предлагаю вам посмотреть информацию о том как должно идти речевое развитие в норме: 

 

  Причины речевых нарушений:

Неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное их  внимание к его речи

Недостаточная подвижность артикуляторных органов

Нарушение слуховой дифференциации звуков речи

Нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата

 

 

Что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна вашему ребенку?

 

Автоматизируем поставленные звуки.

 

Трудный звук, ты наш друг:

Картотека домашних задание по дифференциации звуков Ш-С, Ж-З.

100 карточек по автоматизации звука С.

100 карточек по автоматизации звука Ш.

150 карточек по автоматизации звука Р.

Картотека домашних заданий по автоматизации звука Л.

Картотека домашних заданий по автоматизации звуков С и Сь.

Картотека домашнихзадание по дифференциации звуков Ш-С, Ж-З

 

 

 

Для чего необходимо развить мелкую моторику?  Как эти упражнения способствуют развитию речи ребенка, развитию его мышления?

 

Развитие мелкой моторики

 

 
Что такое фонематические слух и для чего нужно его развивать?

 

 

Для чего необходимо развить речевое дыхание?  Как эти упражнения способствуют развитию речи

 

 

 

Профилактика речевых нарушений

 

 

 

Речевая подготовка к школе.

 

 

РЕЧЕВЫЕ  ИГРЫ

   Игровые упражнения для развития речевого дыхания и голоса.

 

       Игры, направленные на формирование грамматической стороны речи.

 

        - ЛОТО "Комната "

 

          - ЛОТО "Деревья и кустарники"

 

        - Игра "Приготовим сок"

 

 

 Игры, направленные на развитие связной речи.

- "Придумай продолжение истории"

- "Нелепицы"

 

 Игры на развитие звуковой стороны речи             

 - "ОТКРЫТКА КО ДНЮ ПОБЕДЫ"

 

 - "КАКОЙ МЕД"

 

 -  ЛОТО "ПТИЦЫ"

 

 -"СПУТНИКИ"

 

- "ЛОГОДАРТС"

 

- "БУБНЫ" 

 

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 

Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития.

 

Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ.

 

 

 

РОДИТЕЛЯМ  НА  ЗАМЕТКУ

Диагностика грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

 

Консультация для родителей "Работа по профилактики дисграфии и дислексии"

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Использование ассоциативных приемов запоминания стихотворного текста.

 

Скоро в школу. Развиваем речь.

 

Как помочь ребенку с нарушением внимания.docx

 

Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОНР

 

Консультация: "Как помочь заикающемуся ребёнку."

 

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.

 

Речевая подготовка детей к школе в семье.

 

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребёнка.

Обогащаем словарь дошкольника.

 

Развитие связной речи в семье.

 

Развитие навыков звукового анализа.

 

Обучение дошкольников элементам грамоты.

 

«Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений.docx

 

Памятка "Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой" 

 

"Волшебное путешествие" - мини-семинар по кинезотерапии для родителей с детьми

 

Семинар-практикум "Использование приемов мнемотехнике в логопедической практике"

 

Благоприятный возраст ребенка для занятий с логопедом.docx

 

Развиваем правое "творческое" полушарие мозга.

 

Как легко учить наизусть стихотворения с ребенком

 

Что и как читать детям.

 

Памятка: "Последовательность работы по коррекции звукопроизношения"

 

Мнемодорожки для автоматизации шипящих звуков.

 

Автоматизация и дифференциация свистящих звуков в предложении через игру: "Доскажи словечко"

 

«Формирование связной речи при составлении рассказов».

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: "Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию связной речи детей 5-6 лет"

 "Упражнение на непрерывность. Готовим руку к письму"

 

 "Родители - пример для подражания"

 


ОПЫТ РАБОТЫ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

 
     
 
  
 
        
 
         
 
 

 

 

 
Документы: 
ВложениеЭЦПРазмер
Файл логопедическое-занятие-на-20042010.docx
---
664.11 КБ
Файл логопедическое-занятие-на-21042020.docx
---
931.48 КБ
Файл логопедическое-занятие-на-22042020.docx
---
1.08 МБ
Файл логопедическое-занятие-на-23042020.docx
---
550.13 КБ
Файл логопедическое-занятие-на-24042020.docx
---
1.01 МБ
Файл логопедическое-занятие-на-27042020г.docx
---
434.68 КБ
Microsoft Office document icon логопедическое-занятие-на-28042020г.doc
---
68.5 КБ
Файл логопедическое-занятие-на-29042020г.docx
---
974.45 КБ
Файл логопедическое-заняти-на-30042020г.docx
---
1.17 МБ
Microsoft Office document icon логопедические-задания-на-6052020-г.doc
---
886.5 КБ
Файл логопедическое-занятие-7052020г.docx
---
14.33 КБ
Файл логопедическое-занятие-на-8052020г.docx
---
645.74 КБ
Файл логопедиеское-занятие-на-12052020г.docx
---
763.15 КБ
Файл логопедическое-занятие-на-13052020-г.docx
---
645.16 КБ
Файл логопедическое-занятие-на-14052020г.docx
---
336.59 КБ
Файл логопедическое-занятие-на-15052020.docx
---
13.51 КБ
Файл логопедическое-занятие-18052020г.docx
---
3.79 МБ
Файл логопедическое-занятие-на-19052020г.docx
---
439.3 КБ
Файл логопедическое-занятие-на-20052020г.docx
---
39.28 КБ
Файл логопедическое-занятие-на-21052020г.docx
---
289.19 КБ
Файл логопедическое-занятие-на-22052020г.docx
---
303.06 КБ
Файл логопедическое-занятие-на-25052020г.docx
---
223.18 КБ
Файл логопедическое-занятие-на-26052020г.docx
---
14.86 КБ
Файл логопедическое-занятие-на-26052020г.docx
---
14.86 КБ
Файл логопедическое-занятие-на-27052020.docx
---
708 КБ
Файл логопедическое-занятие-на-28-052020г.docx
---
54.84 КБ
Файл логопедическое-занятие-на-29052020г.docx
---
105.77 КБ
Файл обогащаем-словарь-дошкольника.docx
---
21.31 КБ
Файл обучение-дошкольников-элементам-грамоты.docx
---
26.87 КБ
Файл развитие-навыков-звукового-анализа.docx
---
21.8 КБ
Файл развитие-связной-речи-в-семье.docx
---
20.54 КБ
Файл обогащаем-словарь-дошкольника.docx
---
21.82 КБ
Файл здоровьесберегающие-технологии-на-логзанятиях.docx
---
23.56 КБ
Файл речевая-подготовка-детей-к-школе-в-семье.docx
---
24.77 КБ
Файл роль-родителей-в-формировании-грамматически-правильной-речи-ребёнка.docx
---
24.69 КБ
Файл физическое-воспитание-дошкольников-с-нарушениями-речевого-развития.docx
---
21.73 КБ
Файл коррекционные-возможности-режимных-моментов-доу.docx
---
26.68 КБ
PDF icon программа-по-развитию-межполушарного-взаимодействия-как-основы-интеллектуальных-возможностей.pdf
---
1.39 МБ
Видео: